Современная реальность формирует новые обстоятельства, которые могут негативно сказаться на исполнении договоров. Все усложняется, когда дело касается госконтрактов. Результатом неисполнения обязательств становятся не только убытки конкретной компании, но и внесение ее в «черный список» – Реестр недобросовестных поставщиков, а также штрафы и санкции контролирующих органов. В то же время, перечень форс-мажоров, снимающих ответственность за неисполнение госконтракта, конечен.
Что делать, если обстоятельства с момента подписания договора до момента его исполнения существенно изменились? В каком случае это расценивать как форс-мажор, а в каком – как предпринимательский риск, тем более, что судебная практика по этому вопросу кардинально расходится?
РЕКОМЕНДАЦИИ НАШИХ ЭКСПЕРТОВ:
✔️В момент, когда становится понятно, что исполнение госконтракта невозможно, обратиться за помощью к юристам.
✔️Обратиться в Торгово-промышленную палату (ее территориальный орган) за свидетельством о форс-мажоре. В ТПП определят, являются ли ваши обстоятельства непреодолимой силы именно форс-мажором. Стоимость свидетельства 13,5 тысячи рублей. Кстати, на днях в качестве форс-мажора Правительство РФ признало мобилизацию.
✔️При разбирательстве в ФАС предоставить любые доказательства того, что госконтракт в изменившейся реальности исполнить невозможно: на территории страны отсутствуют необходимые товары и компоненты, стоимость имеющихся продуктов существенно выросла и т.д. Свидетельство ТПП о форс-мажоре рассматривается ФАС как значимый аргумент.